5 класс , классный руководитель Егоров А.В.
Конкурсная программа « Экологическая мозаика»
Цель: создать благоприятные условия для формирования основ экологической культуры.
Задачи:
- ознакомление детей с разнообразием флоры и фауны, интересными фактами из жизни животного и растительного мира;
- развитие эстетического восприятия мира;
- организация полезного досуга детей.
Возраст участников: 10 - 12 лет.
Оформление помещения: выставка детского рисунка «Я и природа», плакаты.
Конкурсы и игры предлагается провести в форме состязания двух команд. Вопросы задаются им поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Ход конкурса
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы участвуете в конкурсной программе под названием «Экологическая мозаика».
Слово «экология» переводится как «наука о жилище». Причём под жилищем подразумевается не только дом, в котором мы живём, но и всё остальное, что нас окружает: воздух, почва, растения, животные.
Чтобы жить в гармонии с окружающим миром, надо любить
этот мир, беречь и преумножать его богатства. Для этого нужно изучать его, быть внимательными и любознательными.
Сегодняшняя встреча, я надеюсь, подтолкнёт вас к более внимательному отношению к природе…
Итак, для участия в «Экологической мозаике» я предлагаю разделиться на 2 команды (задача ведущего), каждой команде выбрать капитана и придумать название, связанное с темой нашего конкурса. На это вам даётся 1 минута.
Ведущий:
Вначале проведём разминку. Это будет блиц-турнир «Рекорды Гиннеса». Каждая команда отвечает по очереди, на счёт "раз, два, три". Если нет ответа, отвечает команда соперников.
Вопросы
1.Какая птица выше всех летает? (Орёл).
2.Самая большая в мире птица? (Страус).
3.Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри).
4. Самое быстрое животное? (Гепард).
5.Самое сильное животное? (Муравей. Поднимает в 10 раз больше собственного веса).
6.Самая маленькая птица? (Колибри).
7.Самая маленькая птица в России? (Королёк).
8.Сколько живёт бабочка –однодневка? (1 час).
9.Назовите хищный цветок? (Росянка).
10.Насекомое, которое строит воздушный замок под водой?(Паук-серебрянка).
Ведущий:
Следующий конкурс называется «Диверсант». Сейчас обе команды получат по набору (5-6) цветных открыток с изображёнными на них растениями нашей зоны. Нужно найти среди них «диверсанта» – очень ядовитое растение. (Дурман и белена).
(По окончании конкурса проводится небольшая беседа на 2-3 минуты о мерах предосторожности при встрече с этими растениями в природе).
Ведущий:
Следующее задание называется «Пословица». Я начну пословицу о птицах, а вы должны её закончить.
1.Слово – не воробей,…( вылетит – не поймаешь).
2. Лучше синица в руках, …( чем журавль в небе).
3.Гусь свинье…(не товарищ).
4. Старого воробья на мякине….( не проведёшь).
Ведущий:
В четвёртом по счёту конкурсе я предлагаю принять участие капитанам. Это будет брейн-ринг « Знаете ли вы?»
Вопрос 1: Зачем зайцу большие уши?
Ответы:
А. Чтобы лучше слышать
В. Для торможения на поворотах.
Вопрос 2: Зачем страус голову в песок прячет?
Ответы:
А. От страха;
Б. Освобождается от паразитов;
В. Разыскивает пищу.
Вопрос 3: Почему суслику зимой не спится?
Ответы:
А. Боится замёрзнуть (Суслик просыпается зимой каждые 10-15 дней, хомяк каждые 2-3 дня; за несколько часов бодрствования надпочечники вырабатывают порцию гормонов, необходимых для обогревания).
Б. Вспоминает о лете;
В. Стережёт свои запасы.
Вопрос 4: Когда щука на берег выходит?
А. Никогда не выходит;
Б. В жаркий летний день охладиться;
В. Весной метать икру на отмель.
Ведущий:
Далее я предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Кто теплее". Я задам 2 вопроса, общие для обеих команд. Ответом на эти вопросы служат конкретные цифры. Команда, более точно назвавшая их, выиграет в этом туре.
Итак, вопрос 1:
Сколько деревьев срубают, чтобы получить 1 тонну бумажной массы?
Ответ: 170 деревьев.
Вопрос 2:
Сколько воробьёв из 100 погибает во время зимовки?
Ответ: 80.
Вопрос 3:
Ребята, как вы думаете, какова основная причина, по которой гибнет такое количество зимующих птиц: холод или голод?
Ответ: голод.
(При проведении конкурса делается акцент на необходимости подкормки зимующих птиц).
Конкурс «Грибочки»
(каждая команда получает хорошего качества цветные иллюстрации грибов)
Ведущий:
Предложенные грибы распределить на съедобные и несъедобные.
(По окончании конкурса повторить основные правила сбора грибов: брать только хорошо знакомые грибы, только молодые; не разрушать грибницу и др.)
Конкурс «Из блокнота барона Мюнхгаузена»
Ведущий:
К нам в руки попал дорожный блокнот барона Мюнхгаузена.
Ваша задача – помочь мне разобраться, какие из записей в этом блокноте – правда, а какие – выдумка.
1.На зебрах водятся полосатые блохи. (Неправда. Блохи не маскируются.)
2.Грибы достаточно сильны, чтобы пробиться сквозь дорожные покрытия. (Правда. Некоторые грибы, например, чернильный гриб, могут пробивать асфальт и даже приподнимать булыжники.)
3.Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах. (Неправда. Крабы всплывают с помощью собственных конечностей.)
4.Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (Нет. Когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу нападавшего.)
5.Если трогать руками яйца в гнёздах, то птицы бросают гнёзда. (Правда.)
6.Некоторые птицы с юга шагают пешком? (Правда. Коростель, дергач часть пути шагают пешком).
7. Правда ли, что на территории Самарской области растут растения, которых нет больше нигде в мире. (Правда. На территории Жигулёвского заповедника встречаются растения–эндемики, например, тимьян жигулёвский.)
8.Правда ли, что в Красную книгу занесены животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли. (Неправда. В Красную книгу занесены редкие виды, подлежащие охране.)
Ведущий:
Ребята, как вы думаете, что могут сделать люди для того, чтобы редкие виды не исчезли совсем?
( Заслушиваются ответы команд.)
И, наконец, я предлагаю немного расслабиться и поучаствовать в последней игре, которая называется «Эмоциональное животное».
Командам нужно бросить игральный кубик 2 раза. Число, выпавшее в первый раз, обозначает № эмоции; число, выпавшее при втором бросании кубика, - № животного.
Ваша задача – изобразить животное, переживающее заданную эмоцию. Соперники должны угадать, что это за зверь, и какую эмоцию он испытывает.
Эмоции:1) гнев, 2) презрение,3) страх, 4) радость, 5) удивление,6) вина.
Животные:1) медведь, 2) слон,3) кошка, 4) петух, 5) лягушка, 6) собака.
Ведущий:
Ребята! Подошла к концу наша встреча. Приятно было узнать, что вас интересует окружающий мир. Значит, в будущем вы сможете его охранять и преумножить его богатства.
И прежде чем расстаться, мне хочется дать вам небольшое напутствие в стихотворной форме:
На фоне лирической музыки:
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес,-
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветёт,
В степи ковыль, как нежный шёлк,
Расчёсывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят,
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Ты – тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
Подведение итогов. Награждение команд.