5 класс , классный руководитель Егоров А.В.

 

Конкурсная программа « Экологическая мозаика»

Цель: создать благоприятные условия для формирования основ экологической культуры.

Задачи:

-               ознакомление детей с разнообразием флоры и фауны, интересными фактами из жизни животного и растительного мира;

-               развитие эстетического восприятия мира;

-               организация полезного досуга детей.

Возраст участников: 10 - 12 лет.

Оформление помещения: выставка детского рисунка «Я и природа», плакаты.

Конкурсы и игры предлагается провести в форме состязания двух команд. Вопросы задаются им поочерёдно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

Ход конкурса

      Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня вы участвуете в конкурсной программе под названием «Экологическая мозаика».

        Слово «экология»  переводится как «наука о жилище». Причём под жилищем подразумевается не только дом, в котором мы живём, но и всё остальное, что нас окружает: воздух, почва, растения, животные.

       Чтобы жить в гармонии с окружающим миром, надо любить

этот мир, беречь и преумножать его богатства. Для этого нужно изучать его, быть внимательными и  любознательными.

      Сегодняшняя встреча, я надеюсь, подтолкнёт вас к более внимательному отношению к природе…

       Итак, для участия в «Экологической мозаике» я предлагаю разделиться на 2 команды (задача ведущего), каждой команде выбрать капитана и придумать название, связанное с темой нашего конкурса.  На это вам даётся 1 минута.

Ведущий:

Вначале проведём  разминку. Это будет блиц-турнир «Рекорды Гиннеса». Каждая команда отвечает по очереди, на счёт "раз, два, три". Если нет ответа, отвечает команда соперников.

Вопросы

1.Какая птица выше всех летает? (Орёл).

2.Самая большая в мире птица?   (Страус).

3.Какая птица может летать хвостом вперёд?  (Колибри).

4. Самое быстрое животное?   (Гепард).

5.Самое сильное животное?  (Муравей. Поднимает в 10 раз больше собственного веса).

6.Самая маленькая птица?  (Колибри).

7.Самая маленькая птица в России?   (Королёк).

8.Сколько живёт бабочка –однодневка?  (1 час).

9.Назовите хищный цветок?  (Росянка).

10.Насекомое, которое строит воздушный замок под водой?(Паук-серебрянка).

                           

Ведущий:

Следующий конкурс называется «Диверсант». Сейчас обе команды получат по набору (5-6) цветных открыток с изображёнными на них растениями нашей зоны. Нужно найти среди них «диверсанта» – очень ядовитое растение.  (Дурман и белена).

(По окончании конкурса проводится небольшая беседа на 2-3 минуты о мерах предосторожности при встрече с этими  растениями в природе).

 

Ведущий: 

Следующее задание называется «Пословица». Я начну пословицу о птицах, а вы должны её закончить.

 1.Слово – не воробей,…( вылетит – не поймаешь).

2. Лучше синица в руках, …( чем журавль в небе).

3.Гусь свинье…(не товарищ).

4. Старого воробья на мякине….( не проведёшь).

 

Ведущий:

В четвёртом по счёту конкурсе я предлагаю принять участие капитанам. Это будет брейн-ринг « Знаете ли вы?»

Капитаны выбирают правильный ответ из трёх вариантов.

Вопрос 1:   Зачем зайцу большие уши?

Ответы:

А. Чтобы лучше слышать

Б.  Чтобы не перегреться

В. Для торможения на поворотах.

Вопрос 2:    Зачем страус голову в песок прячет?

Ответы:

А. От страха;

Б. Освобождается от паразитов;

В. Разыскивает пищу.

Вопрос 3:   Почему суслику зимой не спится?

Ответы:

А. Боится замёрзнуть (Суслик просыпается зимой каждые 10-15 дней, хомяк каждые 2-3 дня; за несколько часов бодрствования надпочечники вырабатывают порцию гормонов, необходимых для обогревания).

Б. Вспоминает о лете;

В. Стережёт свои запасы.

 

 Вопрос 4:      Когда щука на берег выходит?

А. Никогда не выходит;

Б. В жаркий летний день охладиться;

В. Весной метать икру на отмель.

Ведущий:

Далее я предлагаю поучаствовать в игре, которая называется «Кто теплее". Я задам 2  вопроса, общие для обеих команд. Ответом на эти  вопросы служат конкретные цифры. Команда, более точно назвавшая их, выиграет в этом туре.

Итак, вопрос 1:

Сколько деревьев срубают, чтобы получить 1 тонну бумажной массы? 

Ответ: 170 деревьев.

Вопрос 2:

Сколько воробьёв из 100 погибает во время зимовки?                     

Ответ: 80.

 Вопрос 3:

Ребята, как вы думаете, какова основная причина, по которой гибнет такое количество зимующих птиц: холод или голод?

Ответ: голод.

(При проведении конкурса делается  акцент на необходимости подкормки зимующих птиц).

 

Конкурс «Грибочки»

(каждая команда получает хорошего качества цветные иллюстрации грибов)

Ведущий:

Предложенные грибы  распределить на съедобные и несъедобные.

(По окончании конкурса повторить основные правила сбора грибов: брать только хорошо знакомые грибы, только молодые; не разрушать грибницу и др.)

 

Конкурс «Из блокнота барона Мюнхгаузена»

Ведущий:

К нам в руки попал дорожный блокнот барона Мюнхгаузена.

Ваша задача – помочь мне разобраться, какие из записей в этом блокноте – правда, а какие – выдумка.

       1.На зебрах водятся полосатые блохи. (Неправда. Блохи не маскируются.)

       2.Грибы достаточно сильны, чтобы пробиться сквозь дорожные покрытия.  (Правда. Некоторые грибы, например, чернильный гриб, могут пробивать асфальт и даже приподнимать булыжники.)                

      3.Крабы поднимаются к поверхности моря на дельфинах. (Неправда. Крабы всплывают с помощью собственных конечностей.)

      4.Божьи коровки кусаются, когда рассержены. (Нет. Когда им досаждают, из их суставов сочится едкая жидкость, раздражая кожу нападавшего.)

      5.Если трогать руками яйца в гнёздах, то птицы бросают гнёзда.   (Правда.)                                                

      6.Некоторые  птицы с юга  шагают пешком? (Правда. Коростель, дергач часть пути шагают пешком).

       7. Правда ли, что на территории Самарской области растут растения, которых нет больше нигде в мире. (Правда. На территории Жигулёвского заповедника встречаются  растения–эндемики, например, тимьян жигулёвский.)

       8.Правда ли, что в Красную книгу занесены животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли. (Неправда. В Красную книгу занесены редкие виды, подлежащие охране.)

 

Ведущий:

Ребята, как вы думаете, что могут сделать люди для того, чтобы редкие виды не исчезли совсем?

( Заслушиваются ответы команд.)

И, наконец, я предлагаю немного расслабиться и поучаствовать в последней  игре, которая называется «Эмоциональное животное».

Командам нужно бросить игральный кубик 2 раза. Число, выпавшее в первый раз, обозначает № эмоции; число, выпавшее при втором бросании кубика, - № животного.

Ваша задача – изобразить животное, переживающее заданную эмоцию. Соперники должны угадать, что это за зверь, и какую эмоцию он испытывает.

Эмоции:1) гнев, 2) презрение,3) страх, 4) радость, 5) удивление,6) вина.

Животные:1) медведь, 2) слон,3) кошка, 4) петух, 5) лягушка, 6) собака.

Ведущий:

Ребята! Подошла к концу наша встреча. Приятно было узнать, что вас интересует окружающий мир. Значит, в будущем вы сможете его охранять и преумножить его богатства.

        И прежде чем расстаться, мне хочется дать вам небольшое напутствие в стихотворной форме:

       

На фоне лирической музыки:

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,-

Полно таинственных чудес.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветёт,

В степи ковыль, как нежный шёлк,

Расчёсывает ветерок.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят,

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Ты – тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

 

Подведение итогов. Награждение команд.

                                                                                                                                                                       

Hosted by uCoz