МОУ Летниковская СОШ ОЦ

 

 

 

 

 

Экологический урок

 

 

во 2-4 классах

 

 

 

 

 

 

Провел:

 

Учитель начальных классов

 

Романова Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 мая 2011 года

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК»

Оформление: плакаты, детские рисунки, карандаши, флoмастеры, альбомные листы.

РОЛИ:

Судья: учитель.

Обвинители: учащиеся.

Защитники: ученики.

Чтецы.

Ход мероприятия

Учитель. Кто может назвать точную дату сегодняшнего дня?

В каком веке мы живём, какое тысячелетие грядёт?

Удивительное время! И, наверное, можем считать себя везун­чиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но конец столетия, а тем более тысячелетия - время подводить итоги, анализировать достижения, промахи, ошибки. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

-   Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт. Выживет ли человек,
если лишится самого дорогого и необходимого на Земле. Экологи
ческий кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно
придётся принимать меры, чтобы сохранить для себя и тех, кто
идёт за нами, нашу прекрасную планету.

-   Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке, задумаемся, сделаем выводы. (Звучит фонограмма «Голоса птиц».)

-   Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

Слышите запахи?

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!

Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки!

Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.


Чтец.         Есть просто храм.

                     Есть храм науки.

                    А есть ещё природы храм -

                    С лесами, тянущими руки

                     Навстречу солнцу и ветрам.

                     Он свят в любое время года,

                     Открыт для нас в жару и стынь,

                     Входи сюда,

                     Будь сердцем чуток,

                     Не оскверняй её святынь!

Учитель. Есть у Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему. Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя.

(Высказывания детей.)

- И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.

- И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твоё дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки.

- А что бы ответил врач, ребята? (Высказывание детей.)

- А лесничий закончил бы стихами:

                      Что мы сажаем,

                      Сажая леса?

                     Чащу, где бродят

                     Барсук и лиса.

                    Лист, на который ложится роса,

                    Свежесть лесную,

                    И влагу, и тень -

                    Вот что сажаем

                   В сегодняшний день.

- Ребята, а что страшнее всего для леса? (Высказывание детей: пожар, мусор, рубка.)

- Очень важно, чтобы вы осознавали, что людская беспечность - вот главная причина беды. К сожалению, многие рассуждают так: чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо-невидимо, никто их не сеял, не сажал - сами выросли. Так всегда бывало, так и впредь будет.

-   Но будет ли?

Чтец.    

           Мы порой безбожно

           Не храним, что имеем,

           Не щадим, не жалеем.

          Ни за что не в ответе,

          Словно самую малость

          Нам на этой планете

          Жить и править осталось.

          Не хозяева вроде,

          Так добро своё сгубим,

          А гордимся природой

          И отечество любим.

(Дети рисуют плакаты в защиту природы.)

- Своими плакатами вы говорите: «Нет - разбою, нет - беспечности. Мы за природу, мы - дети природы!».

- Иногда слышишь: «Человек - царь природы».

-   Согласны ли вы с этим утверждением?


(Высказывания детей.)


Исполнение песни «Раненая птица»:

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят.

Вы их пожалейте, люди, не убивайте зря.

Ведь небо без птиц не небо,

А море без рыб не море,

И земля без зверей не земля, не земля, не земля.

-   Да, вы правы. Кто поставил человека перед природой? Сам
человек? А что он представляет собой без природы - без воздуха,
воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы? Всё это щедро дарит людям мать-природа и не просит взамен никакой платы, только от нас ждёт бережного отношения к себе.

-   К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами го­ворить, а сколько могли бы нам сказать.

Давайте пофантазируем и проведём суд над людьми.

 (Назначаются судья, обвинители, защитники.)

Судья. В чём причина образования озоновых дыр?

Выступление обвинителя «Воздух».

-   За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается
5 млрд тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются
озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра - над Антарктидой,
временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

Кислород. Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта?

Судья. Какие меры необходимо предпринимать, чтобы воздух стал чище?

(Высказывания детей.)

-   Очистительные  сооружения;   посадка  зелени;   предприятия
замкнутого производства; двигатели на газе, на солнечных бата­рейках; электростанции, использующие источники энергии - сол­нечную энергию, ветер, приливно-отливные волны и т. д.

Выступления обвинителя «Вода».

-   Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в
речках, отчего погибают рыба и другие животные в морях и океа­нах:

(Высказывания детей.)

-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы запол­нить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности челове­ка в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной во­ды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.

Судья. Предлагаю решить экологическую задачу.

Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л - целое ведро. А сколь­ко чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

(Задачу решают участники мероприятия.)

Судья. Прошу сделать вывод.

(Высказывания детей.)

Судья. Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

Выступление обвинителя «Растения. Почва». Демонстрация Красной книги.

-   Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?

(Высказывания детей.)

-   Почему же исчезают растения? В чем причина?
Ученица. Я хотела бы ответить так:

Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

Обвинитель. Давайте представим, что в лес пришли горе-туристы. Что произойдёт? Что останется после них?

(Ответы детей: вытаптывают травы, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор, ломают или рубят деревья и т. д.)

Обвинитель. Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушена примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник,   тюльпаны,   ландыш,   зверобой,   пион.   Цветы,   травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма - в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.

Ученик.       Какого жука я в лесу повстречал!

                    Он топал, как бык, и рогами качал.

                    И очень серьёзным и грозным он был -

                    Я даже дорогу ему уступил.

                    Мне имя его не известно пока,

                    Но я не забуду лесного жука.

                    Я в городе в библиотеку пойду,

                    Жука моего по рисунку найду.

                   Узнаю, где водится, как он живёт,

                   Зачем ему крылья, и что он жуёт.

                   И будут страницы, как травы шуметь,

                   И будут, как птицы, трамваи звенеть.

                  И всем расскажу про жука моего,

                  Как славно, что я не обидел его.

Заключение судьи. Итак, выслушав обвинителей, мы установили, что 2500 видов высших растений планеты на грани уничтожения.

В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санкт-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала.

Загрязнены Чёрное море, Азовское море, вода в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация.

Люди виновны в нарушении многих статей Конституции. Конечно, мы не можем всех людей взять под стражу и наложить на них штрафы. Человечество само себя наказывает.

Поэтому выносим решение - пусть люди исправят то, что ещё можно пока исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, и не в зоопарке и в Красной книге встретиться со своими собратьями.

Ученик.       Я люблю тебя, большое время,

                    Но прошу - прислушайся ко мне:

                    Не убей последнего тюленя,

                    Пусть гуляет в тёмной глубине.  

                    Не губи последнего болота,

                    Загнанного волка пощади,

                    Чтобы на земле осталось что-то,

                    От чего щемит в моей груди!

Итог урока.

Дополнительный материал

(экологические задачи).

1. Одно дерево в сутки выделяет столько кислород, сколько потребуется для дыхания трёх человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение
суток всех учащихся вашего класса?

2. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке бумагу, обёртки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того,
чтобы весь бумажный мусор разложился?

3. Зелёные насаждения с 1 га земли за 1 час поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой день - 12 часов?

Hosted by uCoz