« Роль археологии в воспитательной работе школы»
А.В. Егоров Учитель физики МОУ Летниковской СОШ ОЦ
«Скажи, и я забуду. Покажи, и я запомню.
Заставь сделать, и я научусь!».
Конфуций.
Эти слова Конфуция очень точно определяют современную модель обучения школьников. Наш век – это век бесчисленного потока информации, и первостепенной задачей любого педагога становится не просто передача школьникам имеющихся знаний и опыта, а создание условий, при которых ученик сам будет заинтересован в изучении той или иной дисциплины.
Мы познаем мир каждый по-своему. Кто-то - уютно устроившись в кресле перед телевизором, а кто-то - активно.
Источником активности человека, ее внутренним побудителем, является потребность, т.е. состояние нужды в чем-либо необходимом для существования и развития самого человека. Интерес есть субъективное выражение объективных потребностей человека. Другими словами, под интересом нужно понимать, осознаваемую человеком опредмеченную потребность. «Мне это интересно!» - значит, человек нуждается в том, что вызвало его интерес, испытывает при этом потребность.
Среди прочих потребностей выделяется необходимость познания окружающего мира и поиск своего места в нем. Каждый человек стремится познать «смысл своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям».
От природы человек любопытен, то есть проявляет интерес ко всему новому, ранее неизвестному. Любопытство – это «элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека». Стремление человека проникнуть за пределы увиденного, выраженное в вопросах «что это?», «кто это?», «почему?» и так далее определяется как любознательность. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательный школьник не ищет легких задач. Это связано со стремлением знать больше, чем дается обычно на уроке, выяснить вопросы, возникшие, например, в результате наблюдений. Замечено, что любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Познавательный интерес отличается от любознательности избирательной направленностью и ценной мотивацией, где главенствуют познавательные мотивы. Познавательные интересы школьника выражаются целенаправленным выбором учебных предметов. Эта стадия развития интереса характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации.
Важно отметить, что «познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Таким образом, констатируем, что самостоятельно познавательный интерес сформироваться не может. Для этого необходимо участие педагога, который должен стимулировать развитие врожденных свойств познания окружающего мира – любопытство – в устойчивое свойство личности – познавательный интерес.
Познавательный интерес выступает как важнейший мотив учебной деятельности школьников. «Интересно» и «неинтересно» - основные критерии оценки урока. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно. Задача педагога развивать познавательные интересы учащихся как средство формирования личности.
Как устойчивая черта личности школьника, познавательный интерес влияет на его учебную активность, склоняет к самостоятельной исследовательской работе.
Как и другие качества личности, познавательные интересы, зависят от возрастных особенностей детей. Особенностью подросткового возраста является стремление к взрослению, которое проявляется в категоричности суждений, и проявлению большей самостоятельности. Подросток уже не ребенок. Его познавательный опыт богаче, полнее и позволяет иначе относиться к ценностям науки, собственной деятельности.
Такой метод обучения активно используется Летниковской СОШ ОЦ. Наиболее наглядно его можно продемонстрировать и рассмотреть на примере участия школы в летней археологической экспедиции, курируемой музеем имени Алабина.
Педагогический потенциал археологической науки был осознан давно и применялся в течение длительного времени. Опыт использования педагогического потенциала археологии нашел свое отражение в термине «педагогическая археология». Впервые он был введен А.М. Буровским в 1990 году.
Д.В. Бровко в своей статье «Феномен педагогической археологии», определяет это понятие как «интегрированную систему технологий, форм, методов организации познавательной, творческой, социальной активности детей, имеющую широкую прогностическую направленность».
Педагогический потенциал археологии заключается в воздействии на сознание и эмоции учащихся, стимулируя интерес детей к изучаемому материалу и формируя у школьников нравственные и познавательные, позитивные личностные качества. Археология как никакая другая наука способна привлечь к себе внимание и развить интерес к общечеловеческим ценностям. Во многом этому способствует ореол романтики, окружающей людей этой профессии, как, например, летчиков, моряков и космонавтов.
Всем знакомо чувство, когда случайно находишь старую монету или незнакомую старинную вещь. Это чувство открытия! Всех людей притягивают музейные вещи своей неподдельной реальностью. Человек испытывает неописуемое чувство приобщения к чему-то очень древнему и вечному, к своей истории. Особенно остро это чувство испытывают дети. Взяв в руки археологическую находку, ребенок прикасается к своему прошлому и как бы мысленно переносит себя в давно минувшие века. Важно, чтобы чувство восхищения переросло в интерес, который, в свою очередь, станет основным мотивом познания прошлого. Давно известно, что обучение, построенное на интересе, а не на принуждении, более целенаправленно и продуктивно.
Воспитательный компонент предполагает формирование ценностных ориентиров и убеждений, на основе личностного осмысления учащимися социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем; воспитание патриотизма и уважения к другим людям.
Изучение археологии способствует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами не зависимо от расовой, этнической, национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Английский ученый начала XX века Гордон Чайлд писал: «Археология произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии. Она в сотни раз увеличила для истории перспективу в прошлое, точно так же, как микроскоп открыл для биологии, что за внешним обликом больших организмов скрывается жизнь мельчайших клеток. Наконец, она внесла такие же изменения в объем и содержание исторической науки, какие радиоактивность внесла в химию».
Участие школы в летней археологической экспедиции стало нетрадиционной формой организации краеведческой работы с учащимися с одновременным решением задач образования и воспитания.
В педагогическом плане участие в археологической экспедиции способствует решению множества целей:
1. Расширить слабо осуществляемый в современной школе принцип научного образования, так как «ищущий» школьник часто задается вопросом об источниках информации, получаемой на уроках, пытается оценить ее достоверность.
2. Поддержать естественный интерес к тайнам истории, дать школьникам возможность «прикоснуться» к этим тайнам.
3. Способствовать формированию у ребят уважительного отношения к иной культуре и иному образу мышления, т.е. воспитывает толерантность.
4. Формировать у школьников навыки и умения самостоятельной научно-краеведческой работы, активизировать познавательную деятельность школьников.
5. Обеспечить эмоциональное воздействие на чувства начинающих исследователей, воспитать у них любовь и гордость за свой край.
6. Выработать у ребят новый подход к изучаемым историческим фактам, дать возможность школьникам принять посильное участие в охране памятников истории и культуры края.
7. Привить навыки исследовательской деятельности, закрепить и углубить знания по истории.
8. Развить творческое мышление.
9. Поправить здоровье ребят по окончании учебного года.
Как выше уже было отмечено экспедиция проходила совместно с летней археологической школой и музеем имени Алабина, возглавляли ее ученые – археологи, имена которых широко известны не только в нашей стране, но и зарубежом – это А.Ф. Кочкина и Д.А. Сташенков. Экспедиция проходила в селе Валы Ставропольского района, что находиться в знаменитой Самарской Луке, неподалеку от Жигулевских гор. Местом для ведения раскопок стал когда-то крупнейший булгарский город «Муромский городок». Возник он в конце X-начале XI веков. Чтобы представить значимость места проведения экспедиции обратимся к истории.
Как выше уже было отмечено «Муромский городок» представляет собой остатки одного из крупнейших городов Волжской Болгарии домонгольского времени. Этот город был центром болгарского государства в пределах Самарской Луки и занимал территорию более 400 гектар. Здесь было высоко развито ремесло, налажены международные торговые связи, жизненный уклад и духовная культура. К великому сожалению ни в письменных источниках, ни в памяти народной не сохранилось истинное имя города. О размахе бурной деятельности и жизни в городе говорят многочисленные обломки глиняной посуды, битые кирпичи, камни, вывороченные из земли диски жерновов находящихся на большой площади пашни. В общем, город жил, процветал и богател.
Но в 1223 году после разгрома русско-половецкого войска на реке Калке, 30-и тысячная армия Чингиз-Хана под руководством Субедея двинулась на Волжскую Булгарию. Переправившись через реку Итиль (средневековое название реки Волга) армия Субедея попала в засаду недалеко от Жигулей (район село Рождествено - Торновое – Подгоры. Используя естественные преграды (река Волга и Жигулёвские горы, непроходимые для конницы леса и болота) армия булгар разгромила непобедимую армию татаро-монгол. 4000 человек и Субедей попал в плен. Под страхом казни Субедея булгары добились снятия осады с других городов. После этого, явно издеваясь над татаро-монголами булгары поменяли каждого воина на барана (намёк понятен). Остаткам разбитой армии пришлось убираться обратно в Монголию. На страницы истории это сражение вошло под названием «Бараньей битвы».
Южным оплотом булгар как раз и была система крепостей в Жигулях и «Муромский городок».
В 1236 году монголы собрав огромное войско вновь двинулись на Булгарию. «Муромский городок» был обречен. Битва была страшной.
Первую, затем вторую линию обороны булгарам пришлось сдать. Люди укрылись в центре города. Но татаро-монголы прорвали и эту линию обороны и ворвались в город. Началась резня. Вырезали и убивали всех - и детей и женщин и стариков. Монголы мстили за "баранью битву". Многотысячный город был вырезан, разрушен и сожжён до основания. И никогда больше здесь уже не будут жить люди...
Вот коротко о том месте где ребятам пришлось побывать, пожить, поработать, и внести посильный вклад в историческую науку.
Немаловажной задачей областной летней полевой археологической школы является практическое обучение участников (учащихся и руководителей) методам полевых археологических исследований в процессе работы в археологической экспедиции. Организация лагеря в полевых условиях на археологическом памятнике позволяет решать задачи получения элементарных навыков самообслуживания, жизни в коллективе и сплочения коллектива. Во время пребывания в лагере ребята получают теоретические знания по археологии, навыки практических работ на раскопках археологического памятника.
Н. Б. Виноградов любил повторять, что «археология — это не наука, а образ жизни». Экспедиция — важный опыт совместного проживания в одном пространстве детей, педагогов, ученых. Особенностью экспедиции является ее автономность, ограниченное число участников, относительная экстремальность условий, романтика «поля». Педагоги и ученые задают и общую атмосферу экспедиции: культивирование отношений дружеского сотрудничества, насыщенность и разнообразие экспедиционной жизни, культ знаний, творческая смелость, юмор, свобода выбора, самоуправление. Все это создает благоприятные условия для передачи образцов поведения, а в широком смысле и образа жизни, от старшего поколения к младшему.
Одна из важнейших особенностей археологической экспедиции это - большая роль межвозрастного взаимодействия ее участников. Экспедиционное сообщество включает учёных-археологов, педагогов-руководителей, студентов, школьников. Причем коллектив экспедиции разделен не только по возрастному признаку, но и по территориальному. Конечно, перечисленными категориями состав участников лагеря не исчерпывается. К его работе в той или иной степени подключаются родители, краеведы и т.д.
Такое межличностное взаимодействие обогащает детей-школьников опытом отношений.
Причем нахождение в условиях автономности,
ответственности за общее дело и результат способствует становлению высоких
показателей психологической комфортности всех участников экспедиции, высокой
степени групповой сплоченности (завязываются дружеские отношения, взаимная
симпатия), нехарактерна также изолированность кого-либо из учеников.
Археологическая экспедиция выступает как фактор объединение детей и подростков,
дающий им возможность свободного развития творческого потенциала, на основе
неформального общения, включения в различные виды интересующей их деятельности и
объединяющее общей целью этой деятельности.
По своей сути, археология, являясь поиском новых знаний, изучая прошлое, дает занимающемуся различными видами археологической деятельности возможность изучать древние общества, накопленный человечеством багаж знаний, сам процесс этого накопления. Археологическая деятельность имеет также значительный воспитательный потенциал, т.к. приобщает к богатству культурных ценностей, накопленных человечеством, знакомит с достижениями древнего искусства. С другой стороны цели и идеалы науки, система ценностей, выработанная археологами воспитывает человека в духе толерантности, уважения к знаниям. Этому способствует и археологическая субкультура. Воспитывает и редкое сочетание физической и умственной работы в процессе раскопок. Полевые условия (экспедиции) способствуют развитию у подростка, занимающегося археологией, самостоятельности, ответственности. Они же способствуют быстрому и эффективному образованию коллектива, складыванию норм поведения и передачи их в виде традиций.
Подростки овладевают разнообразными научными методами исследований, изучают
культурные, исторические памятники, укрепляют здоровье, осваивают различные
трудовые навыки.
С педагогической точки зрения важно, что работы проводятся учащимися 12–17 лет.
Совместный труд и развлечения оказывают хорошее воспитательное действие: ребята
начинают лучше относиться друг к другу, становятся более трудолюбивыми, ловкими
и находчивыми. Новые знания об археологии, полученные в экспедиции, усиливают
интерес к истории нашей Родины. Из «экспедиции в прошлое» ребята возвращаются
людьми дела и слова, осознавшими себя в одном историческом ряду.
Сегодня археология играет важную роль не только в исторической науке, но и в деле воспитания и развития подрастающего поколения. Она не только часть общей культуры, но и эффективное средство ее постижения. Специальные исторические дисциплины в целом и археология в частности обладают высоким педагогическим потенциалом, который до сих пор применялся в основном в дополнительном образовании на занятиях кружков и факультативов. Необходимо разрабатывать приемы внедрения материалов этих дисциплин в школьные уроки. Знания и опыт, приобретенные в ходе экспедиции, ребята используют в обучении и повседневной жизни. В дальнейшем это увлечение может стать делом всей их жизни!