ПРИРОДООХРАННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

 

Использованы материалы из опыта работы Областной станции юных натуралистов

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Занятие по экологии для детей  младшего школьного возраста (1-4 класс)

«Что люди выбрасывают и куда?»

Занятие знакомит детей с антропогенным воздействием на природу и обращает их внимание на то, что мусор должен находиться в специально отведенных местах.

Занятие поможет воспитывать детей в гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природе.

 

Цель занятия: Формирование у детей ответственного отношения к окружающей среде.

 

Оборудование: Мусор из различных материалов, рабочая тетрадь по экологии, мешки с символами «Д», «С», «П», «М», «Т», «Б», семь обручей, урна, вентилятор, карандаши.

 

Ход занятия

Вступление.

Любите ли вы свой город? А любите ходить по чистому городу? Знакомо ли вам понятие «мусор»? Объясните, что это такое, приведите примеры.

Ответы детей.

Куда мы обычно деваем мусор? Как вы думаете, можно ли из мусора сделать что-нибудь нужное?

Ответы детей.

Мусором называют использованные вещи, которые человеку больше не нужны.

Ребята, все ли вы выбрасываете мусор в специальные контейнеры, урны? Нет ли среди вас таких, которые выбрасывают его прямо на землю? Однако на наших улицах можно увидеть мусор, валяющийся прямо на тротуаре, дороге, клумбе. К сожалению не все люди соблюдают правила чистоты. Давайте представим, что на такой замусоренной территории поднялся ветер.

 

Эксперимент «Ветер и мусор»

Рядом с кучкой мусора ставим вентилятор и включаем его, затем выключаем.

Что стало с улицей? Какой мусор летит дальше всего?

А теперь соберем весь мусор в урну и снова включим вентилятор. Весь мусор остался в урне. Поняли, для чего существуют урны?

А куда поступает мусор из урн?

Ответы детей.

Оказывается, многое из того, что оказалось на помойке, может быть использовано для производства новых, нужных вещей.

Для чего на пунктах приема стеклотары принимают пустые стеклянные бутылки?

Ответы детей.

Эти бутылки тщательно моют, дезинфицируют и используют снова – наливают в них напитки.

А что из выброшенных вещей можно использовать еще раз?

Пластиковые бутылки, упаковки из-под йогурта, пакеты, сломанные вещи из пластмассы можно расплавить и из получившейся массы сделать снова эти же вещи или другие. Металлические отходы тоже переплавляют и делают новые предметы из металла. Из старой бумаги можно снова сделать бумагу. Этим занимаются специальные заводы. Возможно, кто-то из вас, когда вырастет, займется этим нужным и полезным делом. Но для того, чтобы делать из мусора новые вещи, нужно этот мусор сначала рассортировать по виду материала.

Представим, что мы на заводе по переработке мусора, сортировщики.

Сейчас вы попробуете рассортировать мусор из этой кучи (высыпаем в обруч мусор).

Сначала вы на рабочих местах отберете определенный мусор.

Дети рассматривают мешки с символами «Б», «С», определяют, из какого материала мусор будет собираться в тот или иной мешок,  распределяют мусор по кучкам (в обруч перед каждым ребенком): бумага, пластик, стекло, ткань.

По окончании работы воспитатель вместе с детьми проверяет правильность сортировки. Затем мусор собирают в мешки с соответствующими символами.

Представьте, что все люди без исключения соблюдают правила чистоты и выбрасывают мусор только в урны и контейнеры. Наша планета Земля будет чистой и радостной!

А если люди будут кругом сорить, как будет выглядеть Земля?

Дети в своих тетрадях раскрашивают земной шар в радостные тона. По окончании работы любуются тем, что у них получилось.

Составитель:

Горбатенко О.А., методист ОСЮН

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Экологическая игра-викторина «Флора и фауна Самарской области» (5-9 класс)

Проведение данной игры-викторины можно приурочить к Всемирному дню охраны окружающей среды, который проходит 5 июня.

Цель: выявить уровень эрудиции детей в области эколого-биологических наук и знании природы родного края.

Для проведения игры-викторины формируются команды из 5 человек. Дети выбирают название своей команды. Командам выдаются путевые листы с наименованием «станций» (этапов викторины). После прохождения командой определённой «станции» педагог, отвечающий за данный этап, выставляет в путевом листе баллы. Баллы за ответы начисляются по 5- бальной системе.

Примерные названия «станций»

1.                  В мире животных.

2.                  Эндемики и реликты Самарской области.

3.                  Цветная жизнь.

4.                  Лекарства с грядки.

Количество и наименование «станций» можно варьировать по своему усмотрению.

По итогам конкурса проводится награждение.

 

Примерные вопросы для игры-викторины «Флора и фауна Самарской области»

 

Станция «В мире животных»

1.      Какие животные зимой впадают в спячку? (Летучие мыши, медведи, еж, змеи и др.).

2.      Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).

3.      Какие насекомые имеют «воинские» названия? (Клоп-солдатик и др.).

4.      У какого животного глаза могут смотреть в разные стороны независимо друг от друга? (Хамелеон, стрекоза).

5.      Сколько пар ног у паука, бабочки, рака? (8, 6, 10).

6.      Назовите безногую ящерицу? (Веретеница).

7.      Что называют флорой, что фауной? (Царство растений, царство животных).

8.      Какая птица может двигаться по вертикальному стволу дерева и вниз и вверх головой, а какая – только вверх? (Поползень, дятел).

9.      Какие хищные птицы используются человеком для охоты? (Сокол, беркут).

10.   Почему птицы не склёвывают насекомых, имеющих яркую окраску? (Эта окраска предупреждает о ядовитости).

11.   Чем отличается гнездо сороки от гнезда вороны? (Гнездо сороки в форме шара, гнездо вороны в форме чаши).

12.   Какие перелётные птицы прилетают последними? (Соловей).

13.   Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Змеи).

14.   Какая птица прилетает первой? (Жаворонок).

15.   У каких птиц голоса похожи на:

- крик кошки (Иволга);

-плач и смех человека (Сова);

-шипение змеи (Вертишейка).

16. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рептилии).

Станция «Эндемики и реликты»

1.Дать определение «реликтовый вид». (Это древний вид, сохранившийся до наших дней).

2.Какие растения и животные называют эндемиками? (Растения и животные обитающие только на данной территории).

3.Назовите ягоды, которые часто встречаются на севере России, но редко в Самарской области? (Брусника обыкновенная, черника).

4.Перечислите редкие растения Самарской области, которые занесены в Красную книгу РСФСР?

(Пупавка Корнух-Троцкого; василёк Талиева, лунник оживающий, шиверекия подольская; меч-трава обыкновенная; шаровница крапчатая; пыльцеголовник красивый; Венерин башмачок; ятрышник шлемоносный; пион узколистный; тонконог жестколистный; прострел луговой; водяной орех-чилим; пушистостайник длиннолистный; полынь солянновидная; василёк Талиева; левкой душистый; роголистник донской; молочай жигулёвский; астрагал Цингера; копеечник крупноцветный; копеечник Разумовского; чина Литвинова; люцерна решетчатая; тимьян жигулёвский (тьмьян клоповый); тюльпан Шренка; ковыль опушённолистный; ковыль перистый и т.д.).

5. Назовите редкие растения Самарской области в чьих названиях присутствуют животные? (Рябчик русский; тимьян клоповый (жигулёвский).

6.Крупная птица на букву «Д», которая встречается в степях на юге Самарской области? (Дрофа).

7.Назовите единственного в России степного кулика (Самарская область самая северная точка его распространения)? (Кречетка).

8.Редкий вид семейства кошачьих, встречающийся в Жигулёвском заповеднике? (Рысь обыкновенная).

9.Для чего создаются заповедные территории? (Для охраны и воспроизведения редких и исчезающих видов растений и животных и сохранения природно-ландшафтного комплекса данной территории).

10.           Какой фактор больше всего влияет на исчезновение редких видов растений и животных? (Антропогенный – влияние хозяйственной деятельности человека).

 

    Станция «Лекарства с грядки»

1.Всегда ли полезно переселение растений в новые места обитания? (Нет).

2.Найдите, определите и назовите известные Вам лекарственные культуры. Дайте им краткую характеристику (Биологические особенности и лекарственные свойства).

3.Назовите лекарственные растения среди комнатных растений. Укажите известные Вам способы применения (Алое, каланхое, золотой ус и др.).

4.Назовите правила сбора и заготовки лекарственных растений (Вдали от источников загрязнения в сухую погоду).

5.Какое значение имеют растения в жизни человека? (Кислород, пища, одежда, топливо, строительство и т.д.).

6.Мною полощут горло, готовят просто:

Вы стакан возьмите,

Цветки туда сложите.

И кипяток залейте вы туда,

И ангина Вам не страшна.

(Что за красавица выручает детей от ангины? Ромашка).

7.Вам хочу сказать ребятки,

Я ягодка красна,

При простудах помогу

И услугу окажу.

(Какая ягода помогает от простуды? Малина).

 

 

Станция «Цветная жизнь»

1. Что такое черенок? (Часть стебля с 3-4 листьями).

2. Какие два названия имеет герань? (Пеларгония и Журавлиный нос).

3. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску? (Они лучше заметны для насекомых-опылителей).

4.  Какие цветы издают запах только ночью и почему? (Табак, маттиола - они привлекают насекомых для опыления).

5.У каких цветочных растений содержатся эфирные масла в листьях? (Мята, душистая герань, мирт).

6.Назовите насекомоядные растения? (Росянка, жирянка).

7.Какое растение с красивыми цветами является хорошим зелёным удобрение? (Люпин).

8.Какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств? (Ландыш, наперстянка, пион, розмарин, календула и др.).

9. Цветок какого растения в течение дня поворачивается вслед за солнцем? (Подсолнух).

10.  Какие цветочно-декоративные растения размножаются луковицами? (Лилии, тюльпаны, нарциссы, гиацинты, гладиолусы).

11. Какие цветочно-декоративные растения размножаются делением корневищ? (Ирисы, лилейник, пионы, рудбекия).

12. Какие цветочно-декоративные растения можно вырастить путём посева семян ранней весной в грунт? (Львиный зев, маки, календулу, астры, левкои, кохию, пиретрум, виолы, душистый горошек, бобы садовые, ипомею и т.д.).

Составители: 

И.А. Куприянова, зав.отделом ОСЮН, Л.А. Полякова, зав.отделом ОСЮН,

И.В. Рожек, методист ОСЮН, Т.Г. Черненко, зав.отделом ОСЮН

 

 

 

Экологический праздник (5-7 класс)

«Путешествие по стране Легумии»

На празднике дети знакомятся с историей и особенностями замечательного растения - томата, учатся использовать знания, полученные на уроках ботаники.

Цель: Привить интерес детей к растениеводству, как одной из важных отраслей сельского хозяйства.

   Материалы и оборудование:

1.          Плакат-приглашение, бумажные фигурки овощей для украшения.

2.          Костюмы персонажей сценок: помидора, картофеля, перца, баклажана, лука, огурца, артиста, глашатаев.

3.          Корзины с овощами.

4.          Карточки с рифмами и загадками, чистые листы бумаги и ручки.

5.          Призы.

Ход мероприятия

   Ведущий:  В это доброе солнечное утро, когда ласковый ветерок нежными прикосновениями остужал красную от черных мыслей голову мэра города Сеньора-Помидора, ничего не предвещало событий, которые уже стучались в городские ворота.

   Стражники ( в костюмах картофеля):

   - Стой, кто идет!

   Артист: Я бродячий артист! Привез вам представление, всем пасленовым на удивление!

Стражи открывают ворота, пропускают артиста. Артист поднимается на сцену. В это же время на сцену с другой стороны поднимается Сеньор- Помидор, за ним Перец и Баклажан.

   Сеньор-Помидор: Мне надоели ваши разговоры! Мне надоел мой дом! Мне надоел я сам! Я хочу чего-то нового и интересного.

   Баклажан: Но ведь скучает весь город! Уже все жители нашего города мучаются от тоски. Кто бы нам помог?

   Сеньор-Помидор: А ты кто? И что ты делаешь на главной улице нашего города?

   Артист: О, высокочтимый сеньор! Если ты соблаговолишь выслушать меня, то навсегда забудешь о своей скуке.

   Сеньор-Помидор: Говори!

   Перец (перебивая): Как это неосторожно! Мы не знаем их, не делайте ошибки!

   Баклажан: Ах, зачем опасения! Так хочется повеселиться!

   Артист: Я помогу избавиться вам от скуки, если ты, Сеньор-помидор, или кто-то из твоих приближенных пройдет все этапы нашего испытания. И тогда все жители города никогда больше не вспомнят о скуке. Но если же испытания не будут пройдены до конца, то вы горько пожалеете обо всем!

   Сеньор-Помидор: Все, мне все равно, что будет! Главное, что мы наконец-то перестанем скучать! Ура! Ура!

   Артист: Ну вот! Вы своими руками подписали себе приговор. Вы разрушили колдовство! Давным-давно мы были лишены своей волшебной силы и бродили по свету в поисках таких простаков, как вы. Мы - болезни пасленовых! И если вы не преодолеете испытания, мы навсегда поселимся в городе!

Сеньор-Помидор: Ах, горе мне! Жители города, есть ли среди вас смельчаки, готовые пройти через все этапы испытания?

   Артист:

  1. Испытание. За одну минуту написать на листе сорта томатов. Кто больше.
  2. Испытание. Из корзины с овощами отобрать овощи, принадлежащие к одному семейству.
  3. Испытание. (Отвечают все хором.)

 

Кто собой хорош, прекрасен,

Крутобок, округл и красен?

 Кто же важный тот сеньор?

Это просто помидор.

 

Кто золотую голову

Прячет в землю смолоду?

Он очень горький, но нам друг,

А зовется кратко лук.

 

Кто фиолетового цвета

Висит на стебельках все лето?

Он посланец жарких стран,

Его имя - баклажан.

 

1.        Испытание. В корзине 5 помидоров. Как разделить эти помидоры между 5 девочками, чтобы 1 помидор остался в корзине. (1 помидор отдать вместе с корзиной).

2.        Испытание. Раздаются карточки с рифмами. Нужно сочинить четверостишье о пасленовых. Время 3 минуты.

 

Плетень, весь день.

Людей, злодей.

 

Поляны, румяный.

Был, забыл.

 

Улыбается, нравится.

Свет, совет.

 

Артист: Испытания успешно пройдены, и мне придется уйти из города.

Сеньор-Помидор: А теперь - угощение! Я приглашаю на сцену своих шеф-поваров с блюдами.

На сцену выходят ребята, приготовившие блюда из томатов. Представляют их.

   Сеньор-Помидор:   Теперь радостно будет жить в нашем городе! И чтобы скука не вернулась, посмотрим представление.

 

Сказка о Сеньоре-Помидоре

 Действующие лица:

1.          Сеньор-Помидор.

2.          Помидорка.

3.          Злой Лук.

4.          Глашатаи.

5.          Огурец - Молодец.

6.          Слуги Злого Лука.

7.          Баклажаны.

8.          Перец.

9.          Ведущий.

 

Ход мероприятия

 

Ведущий: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был Сеньор-Помидор. Он был очень уважаемым гражданином, все любили его. (Выходит Сеньор-Помидор, прогуливается по сцене). И была у него дочка - прекрасная маленькая Помидорка. У Помидорки было много друзей - Баклажаны, Перцы.

(Помидорка играет со своими друзьями на сцене)

Все вместе они любили играть в саду около замка Сеньора-Помидора. Помидорка была очень красивая девочка и многие на нее заглядывались. Маленькая Помидорка подрастала, скоро Сеньор-Помидор объявил о том, что хочет выдать ее замуж.

(Сеньор-Помидор и Помидорка на сцене)

   Сеньор-Помидор: Доброе утро, доченька!

   Помидорка:  Доброе утро, папочка!

   Сеньор-Помидор: Как ты себя чувствуешь?

   Помидорка:   Хорошо, папочка! У меня сегодня отличное настроение.

   Сеньор-Помидор: Прекрасно, ведь сегодня к тебе придут свататься, поэтому ты должна выглядеть лучше, чем обычно. Иди, надень свое лучшее платье.

(На сцену выходит Огурец-Молодец).

   Ведущий: Принц Огурец-Молодец приехал одним из первых и, увидев прекрасную Помидорку, сразу полюбил ее. О том, что в царстве появилась красавица, узнал и Злой Лук.

   Злой Лук (из окна своего замка): Какая красотка появилась в соседнем замке! Почему бы ей не стать моей женой? Эй, слуги! (На сцену выбегают слуги - разбойники). В соседнем царстве живет красотка Помидорка. Вам мой приказ - похитить ее и привезти в мой замок.

(Разбойники похищают Помидорку).

   Помидорка:  Помогите, помогите!

   Сеньор-Помидор (выходит на сцену): Доченька, где же ты? К тебе приехал важный гость - принц Огурец-Молодец! Где же ты?

(Переполох на сцене. Все ищут Помидорку)

Доченька! Ее похитили! Эй, слуги!

(Пишет указ)

Скачите во все концы нашей страны и созывайте добрых молодцев на дела великие.

   Глашатаи (выходят на сцену): Указ Сеньора-Помидора! Всем! Всем! Всем! Кто найдет мою дочь и привезет в замок, тот получит ее в жены и в придачу сокровища - минеральные удобрения!

   Ведущий:  А принц Огурец-Молодец не терял времени даром.

   Огурец-Молодец:  Я найду тебя, моя милая Помидорка!

   Ведущий:  Долго ли, коротко ли ехал принц, и подъехал он к замку Злого Лука.

   Огурец: В нашей доброй сказочной овощной стране нет более гадкого злодея, чем Лук. Конечно, это он похитил принцессу!

   Ведущий: Когда он подъехал к замку Злого Лука, глаза у него защипало, полились слезы.

   Огурец: Ты не остановишь меня фитонцидами, Злой Лук! Я доберусь до тебя. У меня есть волшебные противолуковые очки. Выходи на честный бой!

(Злой Лук и Огурец дерутся. Через некоторое время Огурец одерживает победу)

   Огурец: Добро всегда торжествует над злом!

(На сцену выбегает Помидорка и благодарит принца).

   Помидорка: Как долго я ждала тебя, мой спаситель! Спасибо за то, что ты рисковал своей жизнью ради меня!

   Огурец: Согласна ли ты, Помидорка, стать моей женой?

   Помидорка: О да, конечно!

   Ведущий: И они отправились в замок Сеньора-Помидора. Сеньор-Помидор благословил молодоженов, и зажили они счастливо!

(Все участники и артисты выходят на сцену, звучит песня)

Песня “ Маленький огород

   Есть за горами, за лесами

   Маленький огород.

   Там необычный, помидорный

   Чудо - народ живет.

   Там помидоры все как братья,

   Там зла и горя нет.

   В красных и желтых ярких платьях

   Дарят нам людям свет!

Припев:

 Маленький огород!

Маленький огород!

Кто мне расскажет, кто подскажет,

Где Помидор растет?

Маленький огород!

Маленький огород!

Там, где душе светло и ясно,

Там Помидор растет!

 

   Эта страна мне только снится,

   Но светлый миг придет.

   И, как принцесса Помидорка,

   Я совершу полет!

   Мне час свиданья предназначен

   В той овощной стране.

   Там ждет меня принц Помидорчик

   На золотом коне.

Припев.

   Льет за окошком дождь осенний.

   В доме сижу одна.

   Только она мне дарит радость,

   Моя овощная страна.

Припев.(2 раза).

Артисты уходят со сцены.

Песня “Помидор с гармошкой

Ой, как на огороде выросла картошка,

Вы хотите, верьте, а хотите, нет.

Но в меня влюбился помидор с гармошкой.

Для меня поет он песни прошлых лет.

 

Припев:

Помидор с гармошкой,

Поиграй немножко,

Спой-ка от души,

Картошку рассмеши!

(повторить 2 раза)

 

Иногда мне тоже хочется влюбиться,

Только подходящих женихов - то нет.

Были б мы с тобою на одною грядке,

Мы б с тобою спели песни прошлых лет.

Помидор:

Желтые томаты, вестники разлуки.

Цвета запоздалой утренней звезды.

Полундра!

У ты, эй, давай наяривай!

Поклонник, кому поклоняешься ты?

Припев (2 раза)

Сказка о рыцаре Помидорчике

Действующие лица

1.             Рыцарь Помидорчик.

2.             Картофель.

3.             Баклажан, состоит на службе Помидорчика.

4.             Колорадский Жук - разбойник и грабитель.

5.             Шайка Колорадского Жука.

6.             Ведущий.

Ход мероприятия

 

Ведущий: В давние времена жил-был Рыцарь Помидорчик. У него был прекрасный замок и обширные земельные владения. Дела шли хорошо до тех пор, пока в их краях не появился разбойник и грабитель -  Колорадский Жук. Соседи Помидорчика добрые и безобидные Картофель и Картошка остались без крова. Помидорчик принял их к себе, а сам укрылся в одной из башен замка. Долго он оттуда не выходил, так долго, что в замке началась паника. Колорадский Жук, прослышав об этом, велел своим друзьям - разбойникам захватить замок.

Разбойники: Веди нас, мы готовы! Ох, и насытимся мы!

Ведущий: И повел свою шайку Колорадский Жук к замку.

Разбойники (сбегая со сцены): Мы все съедим, мы все погубим и не оставим ничего!

Ведущий: А в замке царил страх!

Картофель: Лучше нам открыть ворота, так хоть кто-нибудь останется.

Баклажан: Ну, уж нет! Мы и не таких побеждали!

Ведущий: Так они спорили и шумели о том, как же им поступить, как вдруг открылась дверь башни - и вышел Помидорчик. В руках он держал бутыль со странной жидкостью. Поставил он ее и говорит.

Помидорчик: Вот средство от нашего врага, если оно окажется бессильным, мы погибли.

Ведущий: Подняли они бутыль на стену, окружающую замок, и стали ждать. Ждать долго не пришлось. Колорадский Жук подошел к воротам.

Колорадский Жук: Открывайте! Вы все равно не спасетесь!

Ведущий: Но Помидорчик не растерялся! Он бросил бутыль вниз!

Помидорчик: Мы посмотрим, кто кого!

Ведущий: Жидкость оказалась волшебной! Колорадский Жук и его шайка попадали замертво! Дела вновь пошли хорошо. С тех пор одни соседи называли Помидорчика Мудрым, другие - Отважным.

 

Литература:

1.          Паломис К. Дети на отдыхе, М: Культура и традиции, 1995г.

2.          Надеждина Н. По стране Легумии, М: 1993г.

           Составитель:

Рожек И.В., методист ОСЮН

 

 

Экологический КВН-Фестиваль «ЭХО» (Экологический ХОровод)

 

Из большого разнообразия форм экологического КВН-фестиваля «ЭХО» (Экологический ХОровод) мы предлагаем форму путешествия – «Поезд здоровья – маршрут ХХI век» - проводимого под девизом: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

 

Цель: Выявить уровень и широту биологических знаний детей и умение применять эти знания на практике.

 

Действующие лица:  

I ведущий

   II ведущий

   Жюри в составе 5 человек

   Секретари – 2 человека

Ход мероприятия

 

I ведущий:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем наш КВН - фестиваль «ЭХО» - «Поезд здоровья – маршрут ХХI век». Наш девиз: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

II ведущий:

- Мы рады приветствовать всех собравшихся в зале ожидания железнодорожного вокзала Самары.

I ведущий:

- Сегодня с нашей станции отправляется поезд здоровья маршрутом в ХХI век, который проследует до конечной станции «Домашняя». Как и всякий другой поезд, наш поезд будет делать остановки в городах, сёлах, деревнях.

II ведущий:

- Каждая, даже самая маленькая деревушка имеет свои достопримечательности и даже экологические проблемы, разобраться с которыми вам сегодня помогут проводники нашего поезда.

I ведущий:

- …и гиды по совместительству, т.е. мы.

II ведущий:

-Билеты на наш поезд давно распроданы, пассажиры удобно расположились на своих местах… Первый вагон занимает команда ... (название команды).

I ведущий:

- Во втором удобно расположились ребята из команды «название команды».

II ведущий:

- Проводники третьего вагона в ужасе. В него заселилась ... (название команды).

I ведущий:

- Четвёртый вагон оккупировали команда ... (название команды).

II ведущий:

- В пятом вагоне делят матрасы гости из ... (название команды).

I ведущий:

- В шестой вагон заносит чемоданы команда ... (название команды).

II ведущий:

- Около седьмого вагона никак не распрощаются с провожающими гости

I ведущий:

- Дружные ребята из команды... (название команды) уже распевают песни в восьмом вагоне.

II ведущий:

- В девятом дерутся подушками участники из команды ... (название команды).

I ведущий:

- Ребята из команды ... (название команды), ведущие в десятом вагоне, уже побежали в буфет.

II ведущий:

- Пассажиры из одиннадцатого вагона в полном составе «иммигрировали» в вагон-ресторан.

I ведущий:

- И в самом хвосте поезда – в двенадцатом вагоне поселилась команда «название команды», и, по-моему, они уже начали делать ремонт.

II ведущий:

- Пассажиры готовы к отъезду, и теперь пришло время представить технический состав, без которого движение нашего поезда просто невозможно, а проще говоря, мы представляем наше строгое, но справедливое жюри.

I ведущий:

- Итак, Министр путей сообщения - …

II ведущий:

- Старший машинист - …

I ведущий:

- Помощник машиниста - …

II ведущий:

- Начальник поезда - …

I ведущий:

- Заместитель начальника поезда - …

II ведущий:

- И, конечно, наряд милиции, который сегодня будет следить за порядком в нашем поезде, т.е. наши секретари - …

(Запись: «Внимание! Внимание! С первой платформы отправляется поезд здоровья маршрутом в ХХI век. Просим пассажиров занять свои места. Счастливого пути!», гудок паровоза, звуки отходящего поезда)

I ведущий:

- Мы приближаемся к нашей первой станции «Знакомовка».

II ведущий:

- Девиз жителей этой станции – максимум информации о себе за минимум времени.

I ведущий:

- Первыми на нашу платформу, согласно жеребьёвке, выходит команда из первого вагона.

II ведущий:

- А теперь мы обратимся к нашему техническому составу. Максимальная оценка за этот конкурс, как, впрочем, и за все другие, 10 баллов.

(Жюри выставляет оценки, секретарь объявляет средний балл каждой команды за первый конкурс)

(Звучит запись: «Будьте осторожны! С первой платформы отправляется поезд здоровья».

Шум идущего поезда)

I ведущий:

- Следующая наша станция «Потеряйка».

II ведущий:

- Необычность этой станции в том, что здесь всё время что-то пропадает. Так случилось и в этот раз, с утра в каждом из вагонов что-то пропало… .

I ведущий:

- Каждая команда заявляет о пропаже фразой, которая начинается словами: «Просыпаюсь утром рано, нет …» - называет потерянную вещь.

II ведущий:

- А команда из следующего вагона предлагает выход из данной ситуации. Затем сами пострадавшие предлагают свой вариант решения данной проблемы.

I ведущий:

- Вот и первые пострадавшие – это команда ... (название команды) из первого вагона, и вместе с ними на нашу платформу выходит команда ... (название команды), едущая во втором вагоне, которая будет помогать им в поисках пропажи. Время на обдумывание – 30 секунд. Итак, вопрос первой команды: … Время пошло.

(Команды по очереди выходят на сцену, проходит разминка)

II ведущий:

-Подошёл к концу наш второй конкурс, и мы вновь обращаемся к нашим машинистам.

(Жюри выставляет оценки, секретарь объявляет средний балл)

I ведущий:

- Стоянка нашего поезда закончена. Все по вагонам! Следующая станция безымянная. (Придумать название станции исходя из её характеристики).

 

II ведущий:

- Эта станция знаменита тем, что здесь живёт удивительная птица чибис, которая о чём-то или о ком-то постоянно волнуется…

I ведущий:

- Причину этих волнений и предстоит разгадать нашим путешественникам, а также предложить средство уменьшения волнений и придумать название станции.

(В порядке очерёдности проходит выступление каждой команды)

II ведущий:

-Закончился наш третий конкурс, и мы вновь предоставляем слово нашему жюри.

(Жюри выставляет оценки, секретарь объявляет средний бал и общую оценку каждой команды за три конкурса).

(Запись: «Поезд здоровья отправляется с первого пути. Пассажиры, займите свои места!».

 Шум поезда.)

I ведущий:

- Следующая наша остановка - это городок «Мелодия», место жительства самых весёлых людей, приверженцев здорового образа жизни.

II ведущий:

- А наши пассажиры могут составить им конкуренцию. Сейчас на нашей платформе появляется первая команда со своим вариантом гимна клуба «фанатов» здорового образа жизни.

(Проходит выступление команд)

I ведущий:

- И, как всегда, по окончании очередного конкурса, мы обращаемся к нашим машинистам. Пожалуйста, огласите оценки за выступление команд в музыкальном конкурсе.

(Жюри выставляет оценки, средний бал и общая оценка за четыре конкурса)

II ведущий:

- Наш поезд отправляется. Следующая станция «Заповедная».

I ведущий:

- Здесь право выйти на платформу предоставляется только одному участнику из команды, т.е. капитану. На этой станции ему предоставляется уникальная возможность не только представить себя на месте директора заповедника, но и даже издать несколько указов.

(В порядке очерёдности на сцену выходят капитаны команд со своими указами)

II ведущий:

- А теперь оценки жюри за конкурс капитанов.

I ведущий:

- Поезд здоровья приближается к конечной остановке своего маршрута станции «Домашняя».

(Запись: гудок прибывающего поезда).

II ведущий:

- Раньше говорили: «Мой дом – моя крепость» - и в подтверждение этих слов старались содержать свой дом в чистоте и порядке. Наши участники прекрасно знают экологические проблемы своего села, района или области и сейчас поведают нам о них в театрализованной форме.

(Запись: «На станцию «Домашняя» прибыл поезд здоровья. Мы рады приветствовать вас дома!».

I ведущий:

- Итак, свой вариант домашнего задания представляет команда ... (название команды) из первого вагона.

(Выступление команд)

II ведущий:

- Закончился наш последний конкурс. В последний раз мы обращаемся к нашим машинистам. Сообщите, пожалуйста, оценки команд за конкурс – домашнее задание.

I ведущий:

- А теперь кульминационный момент нашего фестиваля. Слово предоставляется нашим секретарям, которые объявляют общую оценку каждой команды за все конкурсы.

II ведущий:

- Наше жюри удаляется для подведения итогов, а мы предлагаем вашему вниманию финальную песню.

(Звучит песня «Голубой вагон»).

 

Составители:        О.А. Коновалова, педагог дополнительного образования ОСЮН

                                  О.В. Слюсарь, педагог дополнительного образования ОСЮН

 

 

Программа Х Областного экологического КВН-фестиваля «ЭХО -  2006 г

 Девиз: «Все к лучшему…!»

Тема: «Ветер перемен»

1.                   Конкурс - приветствие команд «Сотни лет и день, и ночь вращаются…».

2.                   Конкурс -  разминка «Он придет, он будет добрый, ласковый…».

3.                   Конкурс капитанов «Кружит земля, как в детстве карусель».

4.                   Музыкальный конкурс «Завтра ветер переменится!».

5.                   Конкурс - домашнее задание «Сотни лет все в жизни возвращается на круги своя».

 

 

Биологическая викторина«Загадочный мир цветов»

Цели и задачи викторины

1.       Приобщение детей к миру прекрасного.

2.       Научить работать сообща, организованно.

3.       Показать значение цветов в жизни человека.

 

Практические рекомендации по проведению викторины

1.Викторина проводится в три тура.

2.За каждый правильный ответ ребята получают жетоны.

3.После I тура (отборочного) дальнейшее участие в викторине принимают те, кто набрал 3 и более жетонов.

4.После II тура остаются 3-5 человек.

5.III тур выявляет победителей.

6.Для оценки ответов выбирается жюри из преподавателей.

7.Все участники викторины награждаются небольшими (можно сладкими) призами.

8.Для проведения викторины изготавливаются жетоны 3-х цветов (для I, II и III туров).

9.Допустимо отбирать вопросы для викторины в зависимости от возраста и подготовленности участников.

 

I-й тур (отборочный)

I. Загадки:

1.Какие цветы пахнут медом? (Алиссум).

2.Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок,- остался стебелек? (Одуванчик).

3.Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску? (Лучше заметны для насекомых-опылителей).

4.Во лугах сестрички – белые реснички, золотой глазок? (Ромашка).

5.Назовите комнатное растение, стебли которого, свисая вниз сильно переплетаются. (Традесканция).

6.Солнце жжет мою макушку, хочет сделать погремушку? (Мак).

7.Какие цветы издают запах только ночью и почему? (Табак, маттиола, привлекают насекомых для опыления).

8.Под еловой мягкой лапой светят матовые лампы? (Ландыш).

9.Назовите насекомоядное растение. (Росянка, жирянка).

10.    У какого растения самые большие цветы? (Раффлезия).

11.    Название какого цветка связано со звоном? (Колокольчик).

II. Роль цветковых растений в жизни человека.

1.Назовите цветы-медоносы. (Клевер, гречиха, липа).

2.Назовите лекарственные растения. (Шалфей, ландыш, алоэ, валериана, каланхоэ, тысячелистник, ромашка, зверобой, мать-и-мачеха, шиповник, подорожник, крапива и др.).

3.Назовите ядовитые растения. (Олеандр, молочай, дурман, белена, просянка или куриная слепота).

4.Назовите растения, используемые человеком в производстве. (Агава, лен, хлопок – ткани, конопля – канаты, маты, циновки, соя-масло, подсолнечник – масло, жмых, цикорий – добавка к кофе).

5.Какие вы знаете красильные растения? (черника, зверобой, марена красильная, конский щавель (корень).

 

II-й тур

1.Найдите ошибки в следующем рассказе (рассказ прилагается).

2.Литературный конкурс:

а) Назовите стихи, сказки, басни, художественные произведения, где упоминаются цветы. («Черный тюльпан», «Негоже лилиям прясть», «Аленький цветочек», «Волшебник изумрудного города»(маки), «Дюймовочка», «Снежная королева»(розы), «Цветик-семицветик», «Маленький принц» (если дети затрудняются назвать произведение, зачитать отрывок из него, по которому участники могут дать название произведения или цветка, который упоминается).

б) Назовите сказку: «Колыбельку сделали из скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы». (Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»).

в) Назовите сказку: «В реке росло много кувшинок. Их широкие зеленые листья плавали по воде. Жаба подплыла к листу и поставила на него ореховую скорлупу». (Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»).

г) Назовите сказку: «Порой ветер колыхал розовые кусты, росшие возле дома, и нашептывал розам: - Есть ли кто красивее вас? Розы качали головками и отвечали: - Элиза. И это была сущая правда». (Ганс Христиан Андерсен «Дикие лебеди»).

д) Назовите сказку: «И вдруг в воздухе разлился аромат как от миллиона роз – это каждое полено в костре пустило корни и ветки, и вот уже на месте костра стоял благоухающий куст, весь в алых розах. А на самом верху сиял, словно звезда, ослепительно белый цветок. Король сорвал его и положил на грудь девушке, и она очнулась». (Ганс Христиан Андерсен «Дикие лебеди»).

е) Назови сказку и растение, из которого героиня изготовила пряжу: «Даже по дороге к месту казни не выпускала она из рук свою работу. У её ног лежали десять рубашек – панцирей, одиннадцатую она плела…». (Ганс Христиан Андерсен «Дикие лебеди»).

ж) Назовите сказку: «Мальчик и девочка любили друг дружку, как брат и сестра, хотя они вовсе не были ни родные, ни двоюродные, а просто соседи. У них было по большому деревянному ящику, в котором росли овощи и небольшие кусты роз. Весной и летом кусты эти покрывались чудесными цветами". (Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»).

з) Назовите сказку: «Старушка повела девочку в свой цветник. У неё глаза разбежались: тут были цветы всех стран и всех времен года. В целом мире не нашлось бы книжки с картинками ярче и красивее этого цветника». (Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»).

и) Назовите имя феи из балета П.И.Чайковского: «Мстительная колдунья Карабас предсказала принцессе Авроре вечный сон после совершеннолетия. Но добрая фея делает так, что Аврора заснет на сто лет и пробудится от поцелуя прекрасного принца». (Фея Сирени).

к) Назовите цветы, которые в одной волшебной стране едва не стали причиной гибели главных героев. (Мак, «Волшебник изумрудного города»).

3.Назовите второе, народное название цветов: бальзамин (Ванька мокрый), алоэ (столетник), зигокактус (декабрист), сансевьера (щучий хвост).

 

III-й тур

1.         Вопросы:

   а) Какие материалы и инструменты используются аранжировщиками? (Пиафлор, кензаи, оазисы, тейплента, секатор, нож, ножницы, замазка, проволока).

б) Назовите основные виды букетов? (Европейский, икебана, сюжетные композиции, венок, гирлянда, бидермейер, бонсай).

 2. Задание «Собери цветок»

В вазах отдельно стоят цветы и листья. Ребята должны правильно подставить каждому цветку его листок.

 3. Задание «Назови цветок по кругу»

Участники викторины по очереди называют показываемый им цветок. Неназвавшие выбывают, пока не останется один человек – победитель.

 Составители:

Кузёмкина Л.А., педагог дополнительного образования ОСЮН

                         Куприянова И.А., педагог дополнительного образования ОСЮН

 

Список рекомендуемой литературы

 

1.

Алексеев С.В. Практикум по экологии. М: АО МДС, 1996.

2.

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль: Акад. разв., 1998.

3.

Блинников В.И., Блинникова Л.Н. Биоэкологические экскурсии в природу. Рязань: Горизонт, 1993.

4.

Воронков Н.А. Основы общей экологии. М: Агар, 1997.

5.

Город, человек, природа. (Под ред. Сидоренко А.В.) М: Мысль, 1982.

6.

Грешневиков А. Экологический букварь. М: Экос-информ, 1995.

7.

Дежникова Н.С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. М: Пед. общ. России, 2001.

8.

Дре Ф. Экология. М: Агропромиздат, 1976.

9.

Жигарев И.А. Экология, 10-11 кл. Рабочая тетрадь. М: Открытый мир, 1995.

10.

Занимательно-познавательная экология. Оренбург, 1996.

11.

Зверев А.Т. Экологические игры. М: Изд. дом Оникс, 2001.

12.

Ивин М. Ты, я и все вокруг. Л: Дет. лит. 1977.

13.

Каленникова Т.Г. Природа и ты. Вопросы и задания по экологии. Мн: Нар. Асвета, 1989.

14.

Кларина Л.М. Экономика и экология для малышей.

15.

Козлова Т.А. и др. Экология России. Дидактические материалы. М: АО МДС, 1995.

16.

Козлова Т.А. и др. Экология России. Рабочая тетрадь. М: АО МДС, 1996.

17.

Королева А.Е. Иди за мной. Программа экологического просвещения дошкольников и младших школьников. Калининград, 1996.

18.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 9 кл. М: Дрофа, 1995.

19.

Криксунов Е.А. и др. Экология. Раб. тетрадь. 9 кл. М: Дрофа, 1996.

20.

Криксунов Е.А. и др. Экология. 9 кл. М: Дрофа, 1995.

21.

Кузнецова М.А. и др. Полевой практикум по экологии. М: Наука, 1994.

22.

Маслов В.А., Гурнашева Н.В. Словарик юного эколога. Обнинск, 1993.

23.

Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников. Владимир: 1987.

24.

Минеев В.Г., Ремпе Е.Х. Агрохимия , биология и экология почвы. М: Росагропромиздат, 1990.

25.

Миркин Б.М., Наумова Л. Экология России. 9-10 кл. М: АОМДС, 1996.

26.

Моисеев н. Экология человечества глазами математика. М: Мол. гв., 1988.

27.

Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн: Асар, 2001.

28.

Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Мн: Асар, 2001.

29.

Монин А., Войтов В. Черные приливы. М: Мол. гв., 1984.

30.

Николаева О.Ф. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Новая шк., 1995.

31.

О Коннор М. Свет жизни. В 4х кн. Нижн. Новгород: Биопресс, 1993

32.

Олимпиады, викторины, конкурсы (по экологии). Ростов на Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 1992.

33.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М: Просвещение, !995.

34.

Попова Т.И. Мир вокруг нас. М: Линка-пресс, 1998.

35.

Прутченков А.С. Самкова В.А. Экологический баланс. М: Ариант, 1995.

36.

Программно-методические материалы: экология. М: Дрофа, 2001.

37.

Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М: Линка-пресс, 1998.

38.

Сивоглазова В.И. и др. Экология России. Книга для учителя. М: АО МДС, 1996.

39.

Суравегина И.Т. и др. Экология: задания, тесты. Рабочая тетрадь. М: Школа-пресс, 1996.

40.

Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М: Просвещение, 1995.

41.

Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. М: Новая шк., 1994.

42.

Тестовые задания к программам биолого-экологического цикла. Ростов на Дону: ООП Обл. ЦТГУ, 1995.

43.

Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М: Пед. общ России, 2000.

44.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академ. разв., 1997.

45.

Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М: Просвещение, 1988.

46.

Чернова Н.М. и др. Основы экологии. М: Просвещение, 1995.

47.

Экология России. Хрестоматия. (Сост. Кузнецов В.Н.). М: АО МДС, 1996.

48.

Экология и охрана животных. Сб. Куйбышев: КГУ, 1982.

49.

Экологическая тропа. (Под ред. Лаптева И.П.) Томск: ТГПИ, 1986.

50.

Экология Познавательная энциклопедия. М: Time-Life, Кристина и К , 1994.

51.

Экологическая ситуация в Самарской области. Сб. Тольятти: РАН, 1994.

52.

Экология и охрана животных. Сб. Куйбышев: КГУ, 1982.

53.

Экологические исследования в Среднем Поволжье. Сб. Куйбышев, КГУ, 1986.

54.

Экологические игры в школьном курсе "Биология". (Сост. Лиликина В.И.) Самара, СИПКРО, 1994.

55.

Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических просчетов. М: Мысль, 1991.

 

 

 

Hosted by uCoz